Дороги и автомобили | Псков | Псковская область - Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь

Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь

Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, находится в 25 километрах  от Пскова. Основатель обители - Савва пришёл в Псков со Св. Афонской горы или из Сербии, принес с собой образ Иоанна Богослова, написанный на кипарисовой доске, и Сербское евангелие 15 века, которое ныне сберегается в Древнехранилище Псковского музея. Вначале Савва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Но и на реке Толбе Савва пробыл недолго, его тянуло в более пустынные места, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. С благословения Ефросина он отправился в урочище Крыпецы ("крыпа" значит "лодка, рыбачий челнок"), место, не очень далекое от Пскова (22 км. по прямой), но глухое и труднодоступное даже сегодня. Это небольшая песчаная возвышенность, остров среди непролазных лесных болот, где жили только дикие звери, около озера, обильного рыбой. Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.

В 1487 году был официально основан мужской монастырь "на вече". Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным. 25 января празднуется память основателя Сербской Православной Церкви Саввы Сербского. Для Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря этот праздник является престольным, потому что верхний придел храма апостола Иоанна Богослова посвящен сербскому святителю Савве. Во имя святителя Саввы Сербского принял постриг и основатель монастыря Савва Крыпецкий, по преданию, родом серб.

В Крыпецах в разные времена жило много замечательных людей. В к. 19 - н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903 г.), имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием - пророчеством о своём погребении "головой на север". Слова Корнилия - "и будет это на бедствие России" - вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. головой на восток.

Монах Корнилий - уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) был с детства странным ребенком: любую чужую вину старался взять на себя. Сколько его ни наказывали, так и не смогли отучить от этой лжи, с этой странной особенностью характера Луки было связано еще одно удивительное свойство. Полуслепой с самого рождения, он обладал удивительным даром прозорливости, пророчества: что-нибудь говорил или делал как бы наобум, а потом это сбывалось. Родители обнаружили этот дар, когда мальчику еще не исполнилось и трех лет. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество - неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику.

Среди прочих послушаний он должен был собирать пожертвования. И в этом искусстве подчас использовал свой дар ясновидения. Бывало придет к каким-нибудь незнакомым людям и начинает в молитве поминать их умерших родственников. Конечно, ему хорошо подавали. Иногда он брал человека за руку и начинал ему предсказывать будущее. А своим говорил: «За руку беру для отвода, я ведь и так знаю». Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: "Другому пожелаешь - себе получишь!". Чем больше человек будет прилагать усилий, чтобы разрушить другого человека, тем больше он будет разрушать себя сам. Старайтесь как можно больше сделать добра для другого человека, ибо делая добро другому, предвосхищаешь делание добра себе. Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. В 1900 году, за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий ни с того ни с сего вдруг сказал: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина». Об этом, конечно, вспомнили в 1917 году. Как и о Коринилиевом пророчестве, касавшемся его собственного неправильного погребения, а также – последствий, связанных с этим. Корнилий предсказал день и час своей смерти и что тело его не опустят в землю в день отпевания, когда же опустят, положат головой на север, а не на восток, как следует по православному чину. Так и случилось. Гроб после отпевания был поставлен в склеп под кладбищенской часовней. Потомучто настоятель монастыря был в отъезде. А потом, почему-то так и не дождавшись настоятеля, Корнилия похоронили. Причем не монахи, а монастырские работники. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении. "Похоронят меня, - говорил, - вся Россия заплачет." И действительно, через год началась русско-японская война. Стала "плакать Россия". Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. "Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России. Корнилий умер в декабре 1903 года. Вскоре началась Русско-японская война, и его почитатели решили, что это и есть предсказанные бедствия. Это, однако, было только начало. В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов.

Попытки переложить тело Корнилия делались не раз. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества. В 1917 - 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни, красный отряд разорил его, увел скот, были увезены все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы. Начались допросы. И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу.

В 1943 - 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени. Совсем недавно, в 1997 году могила была вскрыта, останки Корнилия были перезахоронены. Исполнилось еще одно пророчество: «Выроют меня, в раку положат». Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным. Нетленные мощи святого были обретены 22 июля 1997 года игуменом Дамаскиным с братиею. В момент обретения, как пишет отец Дамаскин, пролился дождь, которого не было два месяца, появились двойные радуги на востоке, началось удивительное благоухание. Ныне мощи Корнилия Крыпецкого покоятся в нижней церкви храма апостола Иоанна Богослова. Канонизировали преподобного Корнилия, как местночтимого святого, 10 января 2000 года, а первая Литургия архиерейским служением в восстановленном храме апостола Иоанна Богослова была совершена в день памяти Корнилия Крыпецкого 10 января 2004 года.

В 1990 г. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Церкви. С 1992 г. возрождал монастырь игумен Дамаскин (Сахнюк). Ощутимое возрождение обители началось только в 1995 г. - год 500-летнего юбилея со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого. С этого времени в монастыре снова затеплились молитва и духовная жизнь ее обитателей. Был поднят из руин главный храм обители, освященный во имя святого евангелиста Иоанна Богослова с нижними придельными храмами во имя Саввы Сербского и Саввы Крыпецкого, мучеников Авксентия, Евстратия, Ореста, Евгения и Мардария.

Восстановили колокольню, на которую месяц назад были подняты колокола, отстроили храмы преподобного Иоанна Лествичника и Успения Пресвятой Богородицы, которые когда-то были в обители. 12 ноября 2007 г. в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре Владыка Евсевий освятил кресты, девять колоколов для монастырских храмов обители.

В советские годы монастырь был закрыт властью и разрушался, здесь были руины, заросли, болото, сохранился лишь полуразрушенный, без куполов, Иоанно-Богословский собор, руины колокольни, где раньше было два престола - храм с трапезной Успения Пресвятой Богородицы, и в самой колокольне храм во имя преподобного Иоанна Лествичника. Преподобные Савва и Корнилий призывали сюда народ, который чтил их память и приходил в пустынную обитель по тропинкам в болотах. 29 ноября 2007 г. в результате автокатастрофы в нескольких километрах от Свято-Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря (Псковский район) скончался наместник монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк). Ему было 60 лет. Погребен архимандрит Дамаскин в возрожденном им Крыпецком монастыре. Сейчас наместником монастыря является иеромонах Савва (Комаров).

Дорога из Пскова до Ваулино - асфальтирована, 6 км, далее около 2 км по рыхлой гравийке (самый тяжелый участок), потом снова асфальт, но всего 1 км, последние 15 км от деревни Тупицы по лесной ровной гравийной дороге.

По материалам krypetsy.ru